Многоканальный телефон (495) 792 54 20
Емайл [email protected]

Хит-парад чешского дизайна

В сегодняшей рубрике Богема мы, как и обещали, вернемся к рассказу о выставочном проекте «Чешская сотня или 100 икон чешского дизайна и стиля», преследующем нелегкую цель - составить картографию чешского стиля и дизайна за последних сто лет.
Импульсом к осуществлению проекта стало столетие существования автомобильного завода «Шкода», некоторые модели которого были признаны несомненными иконами чешского дизайна. В течение одной недели на самом оживленном пражском перекрестке Мустеке были выставлены ретро-модели автомобилей и мотоциклов марки «Шкода», а прохожие могли задуматься, почему старые модели зачастую привлекают нас больше современных. Впасть в полную ностальгию пражанам помогали проекции документальных фильмов и культовых чешских фильмов, в рамках проекта демонстрируемых в кинотеатре Национального технического музея, и серия кино-плакатов периода от 50 до 80 гг.
Между полками и витринами с обувью в прославленном обувном магазине «Батя» на Вацлавской площади гостям Праги и пражанам была предоставлена возможность лицезреть предметы, представляющие быт и стиль в Чехии от периода кубизма до современности. Чехи без труда узнавали телефонный аппарат, ставший неотъемлемой частью быта каждой семьи в Чехословакии в 80-е, используемый не только в прозаичных целях, но и для признаний в любви, магнетофон Sonet Duo, кроссовки типа «классик», в которых в 70-е годы с гордостью ходил каждый второй «чехословак», термостойкий стеклянный чайник с пластмассовой ручкой производства стеклозавода «Кавалер», в котором заваривали чай в семидесятые или стильная тахта, полулежа на которой подростки представляли себя кино-героями буржуазных фильмов.
Фото: www.czech100.comКстати, сам легендарный обувной магазин, спроектированный архитектором Людвиком Киселой, стал одной из 100 чешских икон.
«Мы старались найти предметы, харакатеризующие или символизирующие чешский стиль, предметы, показывающие, какие этапы в своем развитии прошла Чехословакия, а позже Чехия. В фокусе внимания, таким образом, оказывается не только дизайн, но и экономическое развитие, и политический строй в стране, которые в нем отражаются. Предметы, характерные для того или иного времени, способны показать, как тогда жили люди», - говорит Томаш Зыкан, директор Чешского центра в Лондоне и автор концепции выставочного проекта.
Составной частью проекта является также альбом-каталог, на страницах которого запечатлены предметы, ставшие олицетворением стиля своего времени или, как их метко назвали авторы проекта, иконами. Книга посредством визуальных атрибутов, выстраивающихся в своеобразный хит-парад чешского дизайна, ненавязчиво напоминает о перекрестках и параллелях истории.
Игра с кристаллом - такой формулой объединяют инициаторы проекта искания периода с 1910 по 1925, кроме прочих запечатленного в книге. В то время как добрый вояк Швейк отважно воюет на фронте, а слово «робот» впервые выходит из-под пера братьев Чапеков, молодые чешские архитекторы внедряют кубистические идеи в дизайн. Они создают уличный фонарь в виде современного чумного столба, скульптуральную библиотеку, напоминающую оригами, и многое другое.
Листая страницы альманаха «100 икон чешского дизайна», можно убедиться, что новое государство Чехословакия, образовавшееся на развалинах Австро-Венгерской империи, становится одним из наиболее прогрессивных европейских государств. Вот несколько внешних примет того времени: Ле Карбюзье восхищается архитектурой пражского Промышленного дворца, впервые на серебряном полотне киноэкрана, в фильме «Экстаз» 1932 г. режиссера Густава Махатого, фигурирует обнаженное женское тело, а по современным шоссе проносятся первые автомобили «Татра» серийного производства.
Выбор экспонатов для проекта был доверен 7-членной комиссии, которая стремилась показать не экспонаты, хранящиеся в музеях, а, в первую очередь, предметы и символы повседневного чешского быта. Поэтому среди так называемых икон чешского стиля оказываются также знаменательные спортивные события и полет первого чехословацкого космонавта Владимира Ремека в космос.
Ян НемечекПо какому критерию выбирал экспонаты Ян Немечек, ответственный за выбор коллекции, репрезентирующей период 60-х ?
«Я выбирал эти экспонаты, прежде всего, исходя именно из личных предпочтений. Это экспонаты, знакомые мне еще с моего детства. Когда я вижу их, чувствую себя так, как будто бы я был мальчиком. Я также пробовал найти объекты, которые были иконами стиля в жизни других чехов, и не только с точки зрения эстетики, но и технологии, и возможностей чешской индустрии».
- Как вы думаете, какие характерные черты были присущи чехословацкому дизайну 60-х?
«Можно сказать, что эстетические или формальные черты 60-х гг. были определенным продолжением конца 50-х, когда в 1958 г. состоялась очень успешная выставка ЭКСПО в Брюсселе. Там Чешская Республика завоевала множество золотых наград, и это можно назвать лебединой песней чешского дизайна. Многие авторы потом стремились черпать из этой традиции 60-х, однако им уже не была предоставлена такая свобода».
- С какими сложностями был сопряжен поиск экспонатов?
«Надо сказать, что это было трудно. Многие экспонаты уже не существуют. Некоторые объекты мы нашли у матери моей жены, некоторые в музеях или в фирмах, которые это тогда производили».
Выставка была подготовлена с учетом того, что будет показана за рубежом. Она - передвижная, ее премьера состоялась в Берлине, позже экспозиция побывала в Братиславе.
«Сейчас, после ее завершения в Праге, экспозиция «100 икон чешского дизайна» отправится в Стокгольм, Брайтон и Милан. Мы хотели дать иностранцам ключ к пониманию чешского общества и стремились, чтобы сам выбор предметов был не только презентацией, но также игрой. Стремились, чтобы зритель в развлекательной форме обнаружил взаимосвязи между временем и изобразительной формой», - говорит автор выставочного проекта Т. Зыкан.
Выставка «100 икон чешского дизайна» представляет составную часть более широкой программы с шутливым названием CzechMania, призванной поддержать чешский дизайн. Шутливым потому, что чехи, не забывая по праву гордиться национальным достоянием, далеки от мании величия.
Взято с radio.cz

06.11.2005