Многоканальный телефон (495) 792 54 20
Емайл [email protected]

Чаевые - оставлять или не оставлять?

Сфера услуг, как известно, требует соблюдения определенного этикета. Часто одним из немаловажных моментов становится материальный эквивалент качества проделанной работы. И здесь очень важным является то, чтобы довольными остались обе стороны. Знаком того, что клиент удовлетворен оказанной услугой, являются чаевые.

Какова же культура чаевых в Чехии? На Западе система чаевых сложилась уже давно, и нарушать ее, как минимум, не принято. В каждой стране существует своя культура чаевых. Так, например, в Америке принято оставлять на чай до 25 % от суммы заказа. В то же время, чаевые совершенно не приняты в Японии или Австралии, где считается, что качественное обслуживание клиента - это первоочередная обязанность, поэтому дополнительное вознаграждение за хорошую работу считается оскорблением. На Западе чаевые принято оставлять едва ли не всем людям из числа обслуживающего персонала: барменам, горничным, носильщикам, швейцарам, метрдотелям. Знающий постоялец гостиницы в Европе, к примеру, обязательно будет оставлять каждый день на столике 0,5-1 евро с тем чтобы горничная убирала номер с удвоенным рвением и чаще меняла постельное белье и полотенца. По недавно проведенным социологическим исследованиям оказалось, что чаще всего люди оставляют чаевые официантам, таксистам и, как ни удивительно, парикмахерам.

 А довольны ли работники этих сфер обслуживания отношением клиентов? «Чаевые зависят от клиента. Кто-то оставляет, кто-то - нет - обобщать тут нельзя. К примеру, русские - состоятельные люди, они оставляют чаевые примерно так же, как и американцы. Это зависит от сорта людей. Если говорить о том, сколько процентов от суммы обычно составляют чаевые, так если клиент едет за 100 крон, так я с этого получу чаевых примерно две кроны», - рассказывает таксист Любош, работающий на Вацлавской площади. А, например, таксист Милан, работающий в основном в центре города, рассказал нам, что туристы не так-то охотно расстаются с деньгами сверх указанной суммы. «Очень редко оставляют чаевые. Я работаю в центре, и мы возим иностранцев со всего мира - американцев, русских, немцев, итальянцев, испанцев. Лучше всего в отношении чаевых себя ведут русские и американцы. Они оставляют приблизительно 5 % от суммы, то есть 10-15 крон. Очень редко, когда человек в подвыпившем состоянии оставляет большие чаевые. В основном всегда спрашивают, сколько это будет стоить». Однако, чаще всего люди оставляют чаевые в ресторанах, потому что здесь налицо не только качество обслуживания, но и удовольствие, полученное от вкусно приготовленной пищи. Расщедрившись после вкусного ужина или хорошего пива, люди готовы отблагодарить официанта зачастую баснословными суммами. Кроме того, цены в чешских ресторанах и пивных приятно удивляют и гостей из России, в особенности, из Москвы, и туристов из Европы - ведь мало где можно отведать прекрасно приготовленные блюда, да еще в неимоверных по объему порциях за каких-нибудь пять евро! И все же зачастую официанты чувствуют себя обделенными материальным эквивалентом благодарности со стороны посетителей. «Оставляют чаевые или нет - это всегда зависит от клиента. Но вообще-то оставляют не так уж часто. Главным образом, не оставляют чехи. Они даже представления не имеют о том, что такое чаевые. Максимум, что они готовы заплатить - это та сумма, которая указана в счете, или же оставят одну-две кроны. Иногда, бывает, оставят 50. И еще обижаются, если мы их не поблагодарим. Туристы, конечно, более щедрые - в основном англичане. Русские тоже оставляют неплохие чаевые. Среди русских у нас есть и постоянные клиенты, с ними никогда не бывает проблем», - рассказывает Зузка, официантка одного из центральных пражских ресторанов. 

Мы решили провести небольшое исследование среди случайных прохожих и расспросить их, оставляют ли они чаевые в ресторанах, такси и парикмахерских. Здесь, как нельзя лучше подходит правило - сколько людей столько и мнений. Первыми, кого я встретила, оказались русскоговорящие туристы. «Скажите, пожалуйста, когда вы ходите в рестораны, вы оставляете чаевые?» «Здесь в основном нет». «А почему?» «А как-то не получается. Тут такие добрые официанты приходят и сразу всю сдачу отдают, вот мы и не знаем». «Ну, наверное, хочется же их порадовать?» «Мы говорили с коренным чешским населением, они говорят, что чаевые здесь не очень принято оставлять». «Это странно. Я вчера говорила с чешскими официантами, они жалуются, что им не оставляют на чай. А если вы едете в такси, то оставляете?» «Нет, даже там, где мы живем в России, нам отсчитывают сдачу точно». «А в парикмахерских?» «Нет». Между прочим, в отличие от многих других стран, в частности, от России, сумму чаевых в Чехии принято оглашать сразу, а не оставлять потом на столе вместе с чеком. «Да, я оставляю чаевые. В основном я округляю ту сумму, которая указана в чеке, и прибавляю 10 крон, а если я довольна, то оставляю больше. На такси я особенно не езжу, но тем таксистам, которые работают в Праге, я бы, пожалуй, не оставляла. В парикмахерских я чаевые оставляю всегда. Сумма зависит от того, насколько хорошо сделана работа. Если мне не очень нравится, оставлю поменьше, а если я очень довольна, то, конечно, больше». Для большинства людей очень важно отношение официанта к посетителям, порой, даже больше, чем сама еда. Такого мнения придерживается встреченный мной на улице случайный прохожий. «Чаевые я оставляю иногда. Это зависит от того, было ли вкусно, и от того, как вел себя официант, то есть его подход к людям. Я бы сказал, что мне очень важен подход». 

 Для русского человека, пожалуй, несколько неожиданным является тот факт, что чаевые можно оставлять в парикмахерских. Тем не менее, молодой человек, которого я спросила об этом, невероятно вдохновился. «В парикмахерских я, конечно же, оставляю чаевые! Там ужасно важен личный подход. Потому что, когда существует взаимопонимание, так девушка-парикмахер вас подстрижет лучше. А что таксист - он поедет, как захочет, и ничего от этого не изменится».